Как запрячь лошадь: 14 шагов (с иллюстрациями)

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
дуга

Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей

Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Яблоня Китайка золотая ранняя описание сорта

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Что такое телега?

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

Элементы Описание
Оси Имеется задняя и передняя ось.
Колеса Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
Стойки Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
Роспуск Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
Оглобли Закрепляются на передней оси.

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Правила запряжки

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута

После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Двухколёсная телега своими руками

Для, так называемой, «двуколки» конструкция упрощается в разы. Если у четырёхколесной телеги основной брус рамы лежит на двух осях, то у двухколёсной на одной оси крепятся два бруса. На эти брусы плотно друг к другу укладываются и крепятся доски, образуя настил. Если четырёхколёсная телега была с V-образными торцами, то у двуколки V-образные борта. К бортам жёстко крепятся оглобли. Их длина должна быть на 1,5-2 метра длиннее, чем обычные, поскольку оглобли также исполняют роль поручней. Вот, собственно, и всё отличие двухколёсной телеги от четырёхколёсной.

Телега, как ни крути, а это вид транспорта, который обязательно будет ездить по дорогам, где ездит автотранспорт и сельхозтехника. Поэтому не следует забывать про светоотражатели или светоотражающую ленту, а в тёмное время суток обязательно пригодится сигнальный фонарик.

Как нужно распрягать коня

Обычно в этом случае действия происходят в обратном порядке по отношению к запряжке. Это выглядит следующим образом:

  1. Сначала отвязывают вожжи и вынимают их.
  2. Отвязывают ремни, которыми оглобли были подсоединены к седёлке.
  3. Развязывают супонь, отсоединяют дугу и аккуратно её снимают.
  4. Выводят коня от оглобель, отвязывают и отсоединяют шлею.
  5. Снимают хомут, отсоединяют и снимают седёлку.

Затем животному вытирают пот, если на дворе зима и коню холодно, накрывают попоной.

Запрягать коня – это довольно сложное дело. Чтобы его освоить, перестать быть в этом новичком, нужно проделать такой урок неоднократно

При этом важно помнить о том, чтобы при запряжке не нанести повреждений и не спровоцировать натёртости или другие проблемы. Если всё сделать правильно, конь станет надёжным помощником для своего хозяина в жизни

Правила запряжки

Как приручить лошадь

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.


Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута

После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Способы запряжки

Существует несколько известных методов, как запрячь лошадь. Каждый из них требует мастерства и опыта. В России самые популярные виды запряжки – дышловая и оглобельная.

Оглобельно-дуговой способ

Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях

Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.

Состав упряжи

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

  • Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
  • С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
  • Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
  • Подпруга удерживает седелку.
  • Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
  • Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
  • Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
  • Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).

О правильном подборе седла

Седло для лошади – важное и необходимое приобретение. От него зависит и правильная посадка всадника, и безопасность лошадиной спины, а также равномерность распределения веса человека

Виды седел

Для каждого вида конного спорта существует свой вид седла:

  • Универсальное,
  • Для начинающих,
  • Конкурное,
  • Троеборное,
  • Прогулочное,
  • Скаковое,
  • Выездковое,
  • Для вестерна,
  • Вольтижировочное,
  • Пробежное,
  • Испанское.

Седла для начинающих хорошо подходят для первых занятий, они более широкие и глубокие, с выраженными передней и задней лукой. Это обеспечивает плотную и глубокую посадку всадника на первых этапах обучения, когда еще не выработан баланс. Универсальные седла подходят для ежедневной работы, может использоваться для невысоких прыжков, прогулок. Они представляют собой нечто среднее между конкурным и выездковым седлом: имеют небольшие коленные упоры и выраженную переднюю и заднюю луку.

Конкурного седло обеспечивает более крепкую посадку всадника, снабжено коленными упорами, помогающими сохранить правильное положение ноги во время прыжка, а также более плоское. Выездковое седло имеет более длинные крылья для правильного положения ноги человека во время манежной езды и большего контакта с лошадью, глубокое сидение. Прогулочное седло значительно шире, длиннее и глубже, и может использоваться для продолжительных прогулок, походов, а также для спортивного конного туризма. Остальные виды седел более специфические и продаются в узко специализированных магазинах.

Помимо специализации, седла различаются также материалом.

Кожаное седло выглядит более опрятно и долговечно при правильном уходе, однако после дождя кожа долго просыхает, а при повышенных температурах может потрескаться. Оно требует ухода и ежедневной смазки специальным составом. Также изделие из кожи значительно дороже своего синтетического собрата. Седло из синтетических материалов более легкое в обслуживании, меньше весит, не столь капризно к условиям погоды, однако не долговечно и даже при правильном уходе прослужит не более 5 лет.

Подбор седла по спине лошади

Грамотно подобранное седло делает ежедневную работу приятной и безопасной для обоих. Седло, подобранное не по размеру, не только причиняет дискомфорт животному, но и приводит ко многим серьезным заболеваниям позвоночника и спинных мышц. Седло подбирается по размеру ленчика, правильному положению и форме спины животного.

Измеряется эта величина просто – отрезом гибкой и прочной проволоки длиной в 44 см. Лошадь ставится на ровной площадке. Примерно в трех — четырех пальцах от передней лопатки животного мысленно проводится вертикальная линия. В ее верхней точке на на холку лошади кладется проволока и сгибается пополам так, чтобы каждая сторона была равна 22 см. Далее проволока снимается и измеряется расстояние между согнутыми концами. Расстояние и определяет размер каркаса седла.

Существует также более распространенная классификация от производителей:

  • узкий,
  • средний,
  • широкий,
  • очень широкий,
  • экстра широкий.

Однако у разных производителей разница в размерах колеблется в пределах 2-4 см, что довольно существенно для спины животного. Некоторые фирмы, такие как Wintec, изготавливают седла со сменными ленчиками и продают их в комплекте.

Не менее важную роль играет и правильное расположение седла. Самая частая ошибка -когда человек кладет седло слишком высоко на холку. В результате оно мешает нормальному движению лопатки, нарушает свободу движения, затрудняет правильность выноса конечностей. В результате — перенапряжение мышечного пояса спины и необратимые нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Правильно расположенное седло — не дальше последнего ребра. В этом случае оно не зажимает холку, не давит на почки и поясницу.

Как приучить лошадь к упряжке?

Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности. Сидя в седле, гораздо проще учить жеребца. Большое значение во время дрессировок имеет голос, расположение человека.

После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки

Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться

Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами

Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться. При этом повторяйте команду «назад». Лошадь, запряженная в телегу (а также во время запряжки), не должна находиться рядом с детьми. Перед поездкой или дрессировкой дайте лошади побольше сена и меньше овса. Таким образом, у нее останется желание взять лакомство во время научения.

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Рекомендации от профессионалов

Разобравшись с тем, как выглядит и что представляет собой лошадь, запряженная в телегу, не помешает рассмотреть советы, которые, возможно, облегчат процесс упряжки.

Для того чтобы животное не отказывалось от мундштука, можно воспользоваться мёдом либо мятным маслом. Следует смазывать его до тех пор, пока лошадь не приспособится

Вставляя мундштук, важно проследить за тем, чтобы не ударить животное по челюсти, ведь это приводит к серьёзным повреждениям. В зимние морозы следует следить, чтобы мундштук был достаточно утеплен.
При чистке копыт важно обезопасить себя от возможных ударов, потому лучше стоять сбоку либо повернувшись спиной к голове животного.
Если повозка старая и повреждённая, её надо отремонтировать.
Во время первых попыток запряжки лучше воспользоваться помощью опытных товарищей

Особенно важно не поддаваться панике и резким движениям.
При надевании любых составляющих упряжки лучше не совершать резких движений, дабы лошадь не была напугана. Подходить к ней можно только после предварительного расположения руки на плече.
Занимаясь прикреплением вожжей, требуется следить за тем, чтобы застежки были повёрнуты во внешнюю сторону и не ранили животное.
При одевании седла и узды можно подходить к животному только слева. В дальнейшем можно приучить животных к всестороннему контакту.
Седло не должно приносить никакого дискомфорта.
Старые стременные крепления регулируются петлями, однако становиться на них запрещено, иначе не избежать растяжения.
При запряжке никогда нельзя становиться на колени либо присаживаться, ведь животное может причинить серьёзный ущерб.

Такая простая мера безопасности, как шлем, почему-то часто не учитывается при поездках на верховой лошади. Однако этот элемент экипировки должен быть постоянным спутником, причём хранить и содержать его нужно по особым правилам. Для езды подойдут только шлемы, срок годности которых не превышает 5 лет.

Как оказалось, запрячь коня в сани либо телегу может далеко не каждый желающий, ведь это требует от человека определённых умений и самоотдачи.

Как правильно распрягать коня?

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду. С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Копировать ссылку

Защитное снаряжение

Чтобы животное ощущало себя комфортно в любое время года и не подвергалась переохлаждениям, была разработана специальная амуниция. Помимо защиты от погодных условий, она используется с целью предотвращения травм и растяжений.

Попона

Универсальное изобретение, которое дает животному ощущение теплоты и сухости. Активно применяется во время транспортировки лошадей, в конюшне спасает от резкого перепада температур. В основном она производится из согревающей шерстяной ткани. На теле скакуна она фиксируется при помощи застежек.

По своей сути попона представляет собой специальное защитное покрывало, которое используется для обогрева. Поскольку постоянные уходовые процедуры и регулярное мытье снижают у лошади слой защитного жира, она нуждается в дополнительной защите. Любая разновидность попоны производится с учетом особенностей климата и физиологических характеристик скакуна. Разнообразие этих покрывал сравнимо с количеством платьев в шкафу у модницы. Рекомендуется приобрести несколько видов попон на все случаю жизни. Акцент стоит сделать на трех базовых разновидностях: зимний вариант, део-модификация для абсорбции пота и «домашняя» версия для конюшни.

Левадная. Эта разновидность используется в ситуациях, когда необходимо обеспечить лошади сухой режим. Производится из уплотненного синтетического материала, который предотвращает проникновение воздуха и сырости. С другой стороны, эта ткань, благодаря специально разработанной структуре, дает возможность влаге, образовывающейся на поверхности тела животного, выходить наружу, не создавая условий для перегрева.

Левадная попона обеспечивает лошади сухость

Ночная. Изготавливается из надежных, прочных тканей со специфической подкладкой. В последнее время популярность набирают материалы, которые не требуют частой стирки. В осенний период она препятствуют образованию подшерстка, который обычно вырастает у животного на зиму. Это очень существенный момент, поскольку чересчур густая шерсть делает уход за животным достаточно проблематичным.

Ночная попона препятствуют образованию зимнего подшерстка

Новозеландская левадная. Относится к отряду тяжеловесных накидок. Производится на основе брезента, а свое название получила благодаря стране, в которой была разработана. Поскольку она довольно тяжелая, для ее фиксации используются специальные ремни.

Ваг и Гладиатор. Сделаны на основе синтетики. Популярны благодаря специфическому покрою: помимо туловища они защищают и шею лошади.

Попона Ваг и Гладиатор защищает шею лошади

Конюшенная. Разработана для животных, находящихся в денниках. Основная их функция состоит в защите шерсти лошадей от пыли и грязи.

Конюшенная попона защищает лошадь от пыли

Мелтон. Уютная «пелерина», сделанная из шерсти. Отлично аккумулирует тепло, но благодаря этому свойству имеет довольно тяжелый вес, да и очищать ее достаточно проблематично.

Шерстяная попона аккумулирует тепло

Кроме этих разновидностей бывают водонепроницаемые, специальные попоны от мух, встречаются даже защитные чехлы с отверстиями для глаз и ушей.

Бинты

Для защиты лошадиных конечностей применяют хлопчатобумажные бинты, предохраняющие их от растяжений. В холодное время года они хороши в качестве утепляющего средства.

Во время тренировок применяются трикотажные или креповые бинты, шириной около 8 см. Наматывать их необходимо очень бережно на специальные подкладки

Чтобы обеспечить свободный кровоток, очень важно не пережимать конечности. Также следует не допускать промежутков, в которые может попадать грязь

Бинты предотвращают лошадиные конечности от растяжений

Вальтрап

Второе его название – потник, представляет собой подстилку под седло, защищающее спину лошади от наминов.

Вальтрап (потник) защищает спину лошади от наминов

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Читать также: Кыстыбый рецепт по татарски на кефире

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector